Get Adobe Flash player

Плавучесть корабля

Верхняя палуба корабля поднята на большую высоту; на ней расположено его оружие. Под этой палубой за толщиной подводного и надводного бортов, по всей огромной длине, ширине и высоте корабля расположилось все то, что должно обеспечивать наилучшее применение оружия в бою.

Больше 2000 матросов и офицеров обслуживают механизмы, машины и оружие этой плавающей крепости.

Громада корабля наплаву вытесняет до 50 000 т воды. Эти 50 000 т и составляют полное водоизмещение современного линейного корабля (с запасами топлива и пресной воды). Десятки тысяч тонн водоизмещения! Это значит, что десятки тысяч тонн металла, леса, текстиля, пластмассы, топлива, различных изделий, приборов и механизмов поступают на верфь, где строится линейный корабль.

ТРИ КАЧЕСТВА

Когда конструкторы проектируют корабль, они особенно стараются обеспечить два его качества: пловучесть и остойчивость.

Пловучесть — это способность корабля держаться на воде с полным грузом и сохранять при этом заданный уровень осадки носом и кормой. Когда корабль перегружен, он начинает терять пловучесть. Это значит, что корпус корабля погружается ниже, а его ватерлиния поднимается выше по борту. Если неприятельские снаряды пробьют броню близко от ватерлинии или ниже ее, в пробоину проникнет вода. Удар мины или торпеды тоже нарушит подводную защиту корабля, и морская вода ворвется внутрь корабля, перегрузит корабль, уменьшит его пловучесть. Если перегрузка очень велика, корабль может пойти ко дну. Тяжесть воды, ворвавшейся в корпус корабля, может наклонить его на борт (такой наклон называется креном), или «зарыть» его в воду носом или кормой (такой наклон называется дифферентом), или одновременно сообщить ему и крен и дифферент на нос или на корму — все зависит от места, где образовалась пробоина, и ее величины.

Вообразим, что перед нами детская игрушка «Ванька-встанька». Сколько бы ее ни наклонять, все равно она выпрямится. Корабль обладает такой же способностью (когда в нем нет пробоин). В море корабль часто качает. Корпус его наклоняется то на правый, то на левый борт, то на нос, то на корму. Все время получаются большие крены и дифференты. Но каждый раз корабль снова принимает нормальное положение. Эта способность корабля называется остойчивостью.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир