Get Adobe Flash player

Подводный удар

Так растаяла концевая тройка германских эскадренных миноносцев. Остальные восемь продолжали идти к Финскому заливу. Здесь немцы не встретили русских кораблей. Тогда они обстреляли один из прибрежных городов и легли на обратный курс. И тогда снова стали раздаваться подводные взрывы. Первым наскочил на мину эскадренный миноносец «У-72». Шедший вблизи «У-77» снял с подорвавшегося корабля людей. Его командир решил уничтожить «V-72» артиллерийским огнем. В непроглядной темноте ночи раздались залпы орудий. На головном корабле не разобрались, в чем дело, и решили, что на хвост колонны напала русские. Тогда эскадренные миноносцы сделали поворот на 180° и пошли на помощь. Не прошло и минуты, как один из них получил подводный удар около машинного отделения и затонул. Точно распуганная волчьястая, германские корабли бросились в разные стороны, чтобы поокореГг вырваться из смертельного кольца русских мин. В 4 часа утра глухой взрыв и взметнувшийся над «8-58» водяной омерч известили о потере пятого эскадренного миноносца. Корабль медленно погружался окруженный грозными русскими минами. Лишь шлюпкам с «8-59» удалось проникнуть сквозь этот смертоносный подводный частокол и снять команду с гибнувшего корабля. Теперь ожидание очередной катастрофы не покидало немцев. И действительно, через полтора часа «8-59» постигла та же участь, что и «8-58», а еще через 45 минут пошел ко дну и «У-76» — седьмой германский корабль, погибший на русских минах,, искусно расставленных на вероятных путях неприятельских кораблей.

За годы первой мировой войны немцы потеряли на минах 56 эскадренных миноносцев. Одну восьмую часть этих кораблей они потеряли в — ночь на 11 ноября 1916 г.

За все время первой мировой войны русские минеры поставили в водах Балтики и Черного моря около 53 тыс. мин. Эти мины были поставлены не только у своих берегов. Подбираясь к неприятельским берегам, отважные моряки русского флота ставили мины и в прибрежных водах: на юге Балтики и Черного моря.

Немцы и турки не знали покоя и безопасности у собственных берегов. На выходах из баз, на прибрежных путях и фарватерах их корабли подрывались на минах и шли ко дну.

Русские мины действовали безотказно.

Один из командиров германских подводных лодок, Хасгаген, писая в своих воспоминаниях: «В начале войны лишь одна мина представляла опасность — мина русская. Ни один из командиров не шел охотно в. Финский залив… Каждь1Й из нас, если не был к тому принужден, старался избегать «русских дел».

Первенство русских минеров

В начале первой мировой войны минное оружие англичан и французов оказалось очень несовершенным. И тем и другим пришлось позаботиться об улучшении минной техники флота. И вот двум странам, располагавшим многочисленными флотами, пришлось обратиться за помощью к России.

Из России послали в Англию большое количество мин различных образцов, а также специалистов по минному делу, которые обучали англичан. Лишь позаимствовав у русских минеров их богатый опыт боевого использования мин во время войны, англичане и французы научились применять это оружие.

Еще в 1769 г. во время войны с Турцией русские минеры пустили вниз по реке Днестр пловучую мину для подрыва турецкого моста* настланного на рядом поставленные суда.

В 1807 г. преподаватель Морского корпуса И. И. Фицтум предложил и сконструировал донную мину, которая соединялась особым механическим устройством со станцией управления на берегу. Мина взрывалась^ когда корабль противника проходил над ней. Мина Фицтума была первой в мире — до нее еще не существовало донных мин.

Через 5 лет, в 1812 г., русский ученый П. Л. Шиллинг успешно испытал на Неве изобретенные им подводные мины, которые также взрывались с берега, но уже при помощи электрического устройства: электрический ток шел с берега по проводам в электрозапал мины и взрывал ее.

Перед Крымской войной возникла необходимость в создании таких; мин, которые можно было бы ставить в большом количестве под водой
на подходах к русским берегам. Эти мины должны были взрываться под проходящим кораблем от столкновения с ним. Как устроить взрыватель» чтобы он срабатывал автоматически и безожазно; на каком принципе оа должен быть построен? На эти и многие другие вопросы, возникшие при решении задачи, дал научные и практические ответы академик Б. С. Якоби. Уже в 1840 г. опытный образец подводной мины Б. С. Якоби ударного действия был испытан в море с отличными результатами. Б. С. Якоби продолжал улучшать и совершенствовать это оружие.

Мины Якоби представляли собой конусообразный снаряд в тонкой м?талличе — ской оболочке. Его устанавливали на якоре так, что «дно» конуса было обращено вверх. Из него торчали в разные стороны два металлических прута, они удерживали боевую пружину ударного механизма во взведенном состоянии. Трос с якорем удерживал мину на такой глубине, чтобы с поверхности моря она не была видна, но в то же время, чтобы корабль, проходя над ней, задел за прут мины. В этот момент пружина — освобождалась, боек ударял по взрывному капсюлю, происходил взрыв.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир