Get Adobe Flash player

Механические рулевые

На всяком корабле есть рулевой. Он держит в руках штурвал, поворачивает им руль, корабль меняет направление. У торпеды тоже есть рули, и ими также нужно управлять. Если этого не делать, торпеда может выскочить на поверхность или, наоборот, нырнуть очень глубоко в воду. Может даже случиться, что она повернет в другую сторону или пойдет назад и взорвет свой корабль.

Там, где кончается хвостовая часть торпеды, укреплены две пары рулей. Одна пара вертикальная, другая горизонтальная. Каждая пара рулей торпеды имеет своего «рулевого». Но это, конечно, не люди, а механические рулевые.

Горизонтальные рули заставляют торпеду держаться на заданной глубине.

Линейный корабль глубоко сидит в воде; для того, чтобы нанести ему удар торпедой, нужно попасть в него ниже броневой защиты — торпеда должна итти на достаточной глубине. Малые надводные корабли, неглубоко сидят в воде; если пустить торпеду на большой глубине, она может пройти под днищем такого корабля, под его килем. Значит, надо пустить торпеду на небольшой глубине. И надо обеспечить, чтобы заданная глубина не менялась.

Вот тут-то и начинается работа первого «рулевого» торпеды — гидростатического аппар?та. Цилиндр с подвижным диском и пружиной помещен в торпеде так, что диск сообщается с морской водой, испытывает давление воды. Чем глубже погружена торпеда, тем больше это давление; чем ближе к поверхности воды идет торпеда, тем меньше и давление. Это давление будет толкать диск гидростата снизу вверх.

Что нужно сделать, чтобы торпеда шла на заданной глубине, например, на глубине в 4 м? Регулируют пружину гидростата таким образом, чтобы при глубине в 4 ж диск занимал в цилиндре определенное положение. Если торпеда пойдет глубже, давление увеличится, диск пойдет кверху. Если торпеда пойдет на меньшей глубине, диск опустится.

Особые тяги связывают диск с рулевой машинкой, работающей от сжатого воздуха. Рулевая машинка, в свою очередь, связана с горизонтальными рулями. Если торпеда пошла ниже заданной глубины, диск сдвинется кверху, потянет тягу, заработает рулевая машинка и повернет рули. Торпеда начнет идти кверху. Вот она достигла определенного уровня под водой, но не удержалась на нем и пошла выше. Диск опустится, снова потянет тягу, но уже в другую сторону. Снова заработает рулевая машинка и повернет рули. Придется торпеде повернуть книзу. Так гидростат не дает торпеде уйти от заданной глубины.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир