Get Adobe Flash player

Первые морские самолеты

Необычайное событие случилось в юго-западной части Черного моря в начале первой мировой войны. Оно наделало много шума и в русском флоте и в морских кругах на западе.

В начале 1915 г. англичане и французы предприняли попытку силами флота овладеть береговыми укреплениями пролива Дарданеллы. Эта операция, плохо задуманная и еще хуже выполненная, провалилась, и союзники понесли огромные потери и в кораблях и в людях.

Чтобы облегчить свое положение, союзники обратились к русскому командованию с просьбой о помощи со стороны Черного меря.

Русский Черноморский флот предпринял несколько крупных операций по обстрелу с моря береговых укреплений пролива Босфор. 28 марта 1915 г. русские корабли приблизились к Босфору. Турки предполагали, что стрельба русских артиллеристов без серьезной корректировки их огня превратится в неопасную демонстрацию. Сигнальщики на турецких дозорных кораблях все же внимательно следили за приближением русских. И вдруг они увидели что-то совсем непонятное. С палуб русских кораблей на воду спустили какие-то крылатые лодки. Через несколько минут эти лодки пришли в движение, оставляя на спокойной поверхности моря серебристый след. Вот они отделились от воды, как будто взлетают, подымаются выше, выше, делают вираж, один, другой над кораблями и… летят к турецкому берегу.

Турки недоумевают. Самолеты на войне уже не новость, но почему они такого странного устройства, где их колесные шасси, почему они так напоминают лодки? И как русские самолеты попали в юго — западную часть Черного моря? Ведь радиус действия самолетов пока еще очень мал, и с русского берега им не долететь. Неужели их доставили на кораблях?

Турецкие наблюдатели доносят обо всем этом своему командованию. А пока там теряются в догадках, русские крылатые лодки уже парят

над укрепленным районом побережья, высматривают важные объекты» направляют на них огонь своих кораблей. Нет, это не демонстрация, а мощный артиллерийский удар с моря, метко нанесенный в самое сердце береговой обороны. И теперь турецкое командование уже понимает, что русские впервые в мире применили, пока еще только для разведки и корректировки артиллерийского огня, техническую новинку — специальные морские самолеты, могущие взлететь с воды и садиться на воду.

Кроме того, русские моряки первые применили и другую техническую и в то же время тактическую новинку — доставку гидросамолетов в район боевых действий на специальных кораблях-авиатранспортах. Эти две новинки и обеспечили успех операции.

К этому времени конструкции гидросамолетов уже были известны и за границей, но они были настолько несовершенны, что казались непригодными для практического применения. И ни в одном флоте еще не применяли кораблей-авиатранспортов.

В 1881 г. в нашей стране было сделано одно из величайших изобретений современности: офицер русского флота Александр Федорович Можайский создал первый в мире воздухоплавательный аппарат тяжелее воздуха — самолет. В следующем году он был построен и испытан. За 21 год до полета братьев Райт поднялся в воздух русский самолет. Так было завоевано для нашей Родины творческое первенство в одной из важнейших областей современной техники.

А. Ф. Можайский придал своему самолету форму лодки. Возможно, что как морской офицер изобретатель предусмотрел возможность посадки самолетов и на море.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир