Get Adobe Flash player

Морская авиация в боевых сражениях

В мае 1944 г. у берегов Северной Норвегии был замечен конвой врага: 7 транспортов, 4 миноносца, 7 сторожевых кораблей, 4 тральщика и 6 сторожевых катеров шли на восток к прифронтовым базам противника. Летчики-разведчики не упускали из виду эти корабли, доносили о продвижении конвоя.

И когда корабли врага приблизились настолько, что оказались в радиусе действия советских самолетов, конвою были нанесены решительные удары самолетами-торпедоносцами. За 11 часов десять таких ударов нанесли фашистам советские летчики Семь кораблей были потоплены, пять повреждены; в воздушных боях было сбито до 12 самолетов фашистов.

Таким же образом был осуществлен разгром конвоя противника в марте 1945 г. Все пять транспортов этого конвоя водоизмещением в 30 ООО т были потоплены.

И еще много других славных побед одержали советские морские летчики на морских коммуникациях фашистов.

Налеты авиации фашистов на наши конвои отбивались с большими потерями для противника. Превосходство в количестве самолетов не помогало гитлеровцам, не спасало их от поражений. Ярким примером одной из таких блестящих побед был бой 30 мая 1942 г. над Баренцевым морем. Конвой в составе 21 транспорта в охранении боевых кораблей и самолетов шел в наш порт в Кольском заливе. Самолеты фашистов рвались к конвою, пытались прорвать его воздушную «стражу». Ни одна бомба или торпеда врага не ударила по советским кораблям; только шести самолетам противника удалось прорваться к транспортам, но советские истребители заставили их сбросить бомбы в море.

Авиация флота обороняла «дорогу жизни», соединявшую через Ладожское озеро героический Ленинград с «Большой землей».

Морская авиация была грозой не только для самолетов и надводных кораблей противника — много подводных лодок были выслежены и потоплены нашими самолетами.

При большой скорости современных самолетов для летчиков почти не существует «необозримых» пространств. Быстро обследуют они огромные районы моря и обнаруживают подводную лодку, когда она находится на поверхности, в крейсерском положении. А в ясную погоду, когда море спокойно и вода прозрачна, подводная лодка не укроется и под водой (на малой глубине) — с воздуха четко видны контуры подводного корабля. И тогда самолет-разведчик превращается в опасного врага подводной лодки — его бомбы могут поразить ее и на поверхности и на глубине. Часто самолеты-разведчики сопровождают корабли во время боевых походов.