Get Adobe Flash player

Принципы устройства и работы бомбового прицела

Принципы устройства и работы бомбового прицела очень сложны, их изложение не входит в задачу этой книги. Но даже общие сведения о том, как он устроен и работает, достаточно интересны (схема одного из таких приборов описана в зарубежной технической литературе).

Прицел, очень небольшой по размерам, установлен в кабине летчика. Сверху в корпусе прибора установлена оптическая труба — телескоп, заменяющая и дальномер и оба визира центральной наводки на боевом корабле. Когда штурман смотрит в окуляр телескопа, он видит впереди сравнительно небольшое пространство земли или моря. Он выбирает цель и поворачивает две рукоятки до тех пор, пока изображение цели в его телескопе не сделается устойчивым. Получается впечатление, что положение самолета относительно цели не меняется, что самолет неподвижен. Кажется это потому, что так называемая линия визирования (соединяющая глаз летчика с целью) все время сохраняется как бы неизменной. На этой особенности прибора и построен механизм, который «решает» задачу — где и когда сбросить бомбу.

Но как сохраняется неизменной линия визирования? Или как механизм прицела создает впечатление, что самолет неподвижен? Это осуществляется с помощью особого зеркальца. Зеркальце подвешено под нижним концом телескопа так, что летчик видит в нем изображение предметов, находящихся далеко впереди самолета. По мере того как самолет приближается к цели, меняется угол наклона зеркальца. Чем ближе самолет к цели, тем быстрее должен меняться угол. Движение зеркала согласовано по времени с движением самолета так, что изображение цели все время находится в центре поля зрения. Это согласование — оно называется синхронизацией — результат работы очень точного механизма. Зеркало приводится в движение с помощью вращающегося диска, к которому прижато крошечное колесико. Это колесико передвигается по радиусу диска и в то же время вращается от него. Чем дальше это колесико находится от центра диска (по длине его радиуса), тем быстрее оно вращается.

Угол, на который следует повернуть диск, определяется до начала боевого захода. Штурман определяет скорость и высоту самолета, температуру и давление воздуха, затем смотрит в свои таблицы. В них он находит приближенную величину скорости, с которой следует повертывать диск для согласования движения зеркала и скорости самолета на данной высоте. Затем он устанавливает шкалу скорости диска на доске управления прицелом и проверяет скорость диска с помощью прибора для измерения числа оборотов (тахометра). Даже теперь, в начале боевого захода, скорость поворота зеркальца еще недостаточно точно согласована с движением самолета. Для улучшения этого согласования придется выполнить окончательную регулировку.

Тем временем штурман находит в своих таблицах и устанавливает на прицеле баллистические данные бомбометания (время падения бомбы и величину отставания). И эти «сведения» могут быть также слегка изменены при помощи регулировки, которую штурман выполнит только за несколько секунд до сбрасывания бомбы.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир