Get Adobe Flash player

Процедура прицеливания

Летчика, который правильно установил прицел и затем искусно регулирует его, не должна беспокоить задача соблюдения правильного боевого курса. Автопилот ведет самолет точно по курсу, на котором следует сбросить бомбу, чтобы йоразить цель.

Но нужно еще также решить задачу, где, в какой точке сбросить бомбу. Именно для этого необходимо установить на приборе величину «отставания», которую летчик узнает из таблиц. Теперь прицел «знает», в какой точке надо сбросить бомбу, и «сообщает» об этом автопилоту.

Прицел «определяет» это измерением скорости, с которой меняется угол между двумя линиями. Одна из этих линий проходит из глаза штурмана через центр его телескопа в точку, находящуюся прямо под ним на земле. Неважно, где находится самолет, или то, что он испытывает всяческие колебания, — все равно эта линия сохраняется прямой благодаря тому, что прицел постоянно остается в одном и том же положении. Вторая линия нам хорошо знакома — это неизменная линия визирования, та самая, которая соединяет прицел и цель. Угол между этими двумя линиями называется углом визирования.

Но этим далеко не исчерпывается «геометрия» прицеливания. Вспомните торпедный треугольник, который решается при прицеливании торпедой. При бомбометании также — пусть автоматически — решается треугольник. Одна сторона этого треугольника — вертикальная линия,, с которой мы уже знакомы (она проходит через центр телескопа); другая примыкает к первой в центре телескопа и отклонена на угол, под которым в момент сбрасывания должна находиться цель. Эта сторона называется линией прицеливания, а угол ее с вертикалью — углом прицеливания. Третья сторона треугольника — его основание — пролегает по земле и пересекает первые две стороны; длина этой стороны выражает величину расстояния на земле между точкой сбрасывания бомбы и точкой ее падения. Если мы параллельно основанию проведем прямую линию, то получим подобный треугольник. Все углы «малого» треугольника будут равны углам «большого» треугольника. Задача заключается в том, чтобы определить угол между вертикалью и линией прицеливания в момент сбрасывания бомбы. При этом — мы уже знаем — должна быть учтена величина отставания бомбы от самолета. Как это делается?

В устройство прицела входят две прицельные нити — задняя и передняя. В первый момент прицеливания, когда цель засечена телескопом, задняя прицельная нить устанавливается так, что она несколько «отстает» от вертикали — этим прибору «задается» величина отставания бомбы. В этот же момент летчик «приводит» переднюю нить в точку пересечения с линией визирования. Затем он все время удерживает переднюю нить на точке пересечения и для этого (вращая соответствующую рукоятку) передвигает ее (вместе с уменьшением угла визирования) по направлению к задней нити. При этом скорость передвижения передней нити будет выражать собой скорость полета (ведь угол визирования уменьшается в зависимости от величины скорости самолета). Через механизмы прицела движение передней нити передается задней нити, которая перемещается навстречу (второй момент прицеливания). Но вот задняя нить заняла такое положение, что пересекшая ее прямая (из центра телескопа) образовала линию прицеливания — гипотенузу искомого треугольника. Тогда передняя нить останавливается — прицеливание закончено. В это же мгновение прекратится движение и задней нити (третий момент прицеливания). Теперь—по мере приближения к цели— труба телескопа — и линия визирования продолжают сближаться с вертикалью, уменьшается угол визирования (вначале, когда цель еще только становится видимой, величина этого угла может достигать 70°). И бом — боприцел все время отмечает скорость этого уменьшения. Наконец, линия визирования совпала с линией прицеливания — с гипотенузой прицельного треугольника. В этот момент шелкает выключатель, бомбосбрасыватель посылает вниз бомбу.

Сбрасывание осуществляется автоматически. Летчик или штурман на бомбардировщике в момент боевого захода на цель не могли бы с достаточной быстротой сбросить бомбу именно в тот миг, который точно определен прицелом. Запоздание всего лишь на 7в секунды вызвало бы большой промах.

В пазу верхней части корпуса прицела находятся два крошечных контакта. Они показывают, как уменьшается угол прицеливания. Один контакт показывает точку на траектории самолета, в которой самолет должен сбросить бомбу. Другой контакт показывает продвижение самолета по этой траектории. Во время боевого захода второй контакт ползет к первому; когда они смыкаются, бомба сбрасывается автоматически.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир