Нападения на русские торговые корабли

На русские торговые корабли часто нападали морские разбойники и военные суда соседней Швеции. Поэтому новгородцы хорошо вооружали свои корабли и моряков. Много раз выходили они победителями в морских боях со шведами.

Так, в 1142 г. вооруженные суда новгородских купцов разбили флот шведов из 60 боевых кораблей. Спустя 45 лет, в ответ на новые нападения шведов боевые корабли новгородцев пересекли Балтийское море. Новгородцами была разгромлена Сиг-туна — большой по тем временам торговый город, который был расположен недалеко от нынешней столицы Швеции Стокгольма.

Новгородцы строили свои суда с палубами и помещениями для команды, воинов и грузов. Русским мореходам того времени уже были известны приемы (управления парусами при противном ветре.

Все это подтверждает, что русские сыграли важную роль в создании и развитии искусства дальнего мореходства и строительства приспособленных для этого кораблей. Их опыт часто перенимали моряки и кораблестроители других стран. Это признается даже иностранными историками — моряками.

Так, в Англии в конце XIX столетия вышла книга Ф. Джена под названием «Русский флот в прошлом, настоящем и будущем». В этой книге можно прочесть следующие слова: «Русский флот, который считают сравнительно поздним учреждением, основанным Петром Великим, имеет в действительности большие права на древность, чем флот британский.

За столетие до того, как Альфред (король англосаксов, царствовал с 870 по 901 г.) построил британские корабли, русские суда сражались в отчаянных морских боях; и тысячу лет назад первейшими моряками своего времени были они — русские».

Татарское нашествие отодвинуло русский народ от берегов Каспия и Черного моря. Оно же ослабило Великий Новгород и вынудило его постепенно отойти под натиском шведов и немецких псов-рыцарей от берегов Балтийского моря. На несколько столетий наш народ-мореход был оторван от своих древних морских границ.